вернуться

Матрёшка «Девочки»

Автор: Гусева Ольга, Красногорск

Матрёшка «Пастух и пастушки»

Автор: Гусева Ольга, Красногорск

Матрёшка «Бычки», дерево

Автор: Гусева Ольга, Красногорск

Царь Парикшит защищает быка Дхарму от Кали

Ночка: авторская корова из дерева

Пеструха: авторская корова из дерева

Гунн верхом на быке

Дымковская игрушка

Украинский пастушок

Белорусский пастушок

Калмык на быке

Шива на быке Нанди

Бычок - день, коровка - ночь

Голубой бычок

Эстонский пастушок с коровой

Бычок МуМузей

Индийский пастушок с телёнком

Крошечка-хаврошечка, изложение русской народной сказки

Осталась девочка сиротой, но у неё была любимая корова. Это её мать (или праматерь) как бы перевоплотившаяся в корову, охранявшую свою дочь (Крошечку-Хаврошечку) и помогавшую ей прясть и ткать; корова затем трансформируется в дерево (яблоню) с волшебными плодами. Этот ряд хорошо известен ещё в ведической традиции: Дити (несвязанность, изначальность, мать богов) – одновременно и рожающая женщина, и космическая корова, и «дерево с прекрасными листьями».

И когда девочке что-то надо было, она в левое ушко коровы влезала, в правое вылезала и получала то, что ей было необходимо. Казалось бы – такая большая девочка лазить по коровьим ушам не может. А вот эта коровка – Небесная корова Зимун или Малая Медведица, как её ещё называют – прямоугольничек и есть коровье ушко. Но в сказке же не будут писать: Вот девочка прошла врата Междумирья, направленное на вот это коровье ушко, и получала всё, что ей нужно было. И заметьте, она всё просила у своей мамы. Мама – это как образ коровы Зимун, прародина Предков, и там же еще Ингард недалеко. А девочка через ушко проходила к Даждьбогу Солнца, к Земле Ингард, у Предков общалась, а выходила совершенно сквозь другое ушко, по движению звёзд, в другом месте, и пробиралась опять домой. То есть она постоянно общалась со своими Предками. При входе использовался один чертог Сварожьего круга, а после посещения из другого чертога она спускалась на Мидгард через другой чертог. 

А у её мачехи было три дочери: одноглазка, двуглазка и триглазка, которых она отправила шпионить за девочкой. В сказке о Крошечке-Хаврошечке мы вновь встречаемся со знакомым по «Сказке о Царе Салтане» и русским народным заговорам комплексом – матерью и тремя её дочерями. В данном случае это – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. В связи с образом Одноглазки стоит обратить внимание на то, что было отмечено ещё Бируни в XI в. Он писал, что по представлению индийцев «Венера была одноглазой». В русской народной сказке Одноглазка – старшая из 3-х сестёр и, судя по сохранившейся до наших дней сакральной свадебной севернорусской орнаментике, связана с брачными отношениями, воспроизводством потомства, т.е. выполняет функции Венеры. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что на праставках, как правило, изображаются стилизованные чередующиеся мужские и женские фигуры, между которыми помещены маленькие фигурки детей. Мужчины изображаются с характерными признаками пола и двумя глазами, а женщины – одноглазы. Интересно, что в вышивке, ткачестве и народной игрушке горных таджиков женские персонажи тоже одноглазы, а мужские – с двумя глазами.

Общеизвестно, что в русской народной традиции всё, что связано с «тем светом», т.е. прошедшим, как правило, хромо, криво, косо. Имеет смысл вспомнить, что старшая из Мойр древнегреческой мифологии (Лахезис или Афродита, которая, кстати, была женой хромого бога-кузнеца Гефеста) пела о прошедшем, средняя – о настоящем (и, вероятно, была, как обычные люди, Двуглаза), а младшая – о будущем. Треглазка русской народной сказки обладала именно такой способностью видеть то, что недоступно всем остальным. И здесь мы вновь находим прямые аналогии в мифологии, в которой зафиксировано представление о третьем глазе как символе прозорливости, провидения будущего. И девочка, прежде чем уйти, пела-убаюкивала: Спи глазок. Первая сестра заснула. Мачеха отправила вторую дочь следить за девочкой. Девочка опять: Спи глазок, спи другой. Заснула и эта сестра. И только третьей удалось подсмотреть за девочкой, потому что та спела ей: Спи глазок, спи другой, а третий глаз, что между бровями, энергозрение, не учла. В итоге корову зарезали, но девочка не ела мяса, а собрала все косточки, закопала их, и выросла в одном варианте сказки – яблонька, в другом – берёзка. 

А берёзка — это тоже образ родовой: рождалась девочка – садили берёзку, мальчик рождался – садили дубок. И дети, играя росли между деревьев, и от этих деревьев получали силу. Поэтому, допустим, если сын в военном походе был ранен, родители по состоянию дерева – оно сохло, видели, что с сыном беда. И родители начинали ухаживать за этим деревом, подкармливать его, лечить, и в результате и дерево расцветало, и сын – поправлялся. Так же и с берёзкой дочери поступали.


Источник: nsportal.ru

Сорочинская ярмарка

Сорочинская ярмарка

Сорочинская ярмарка

Сорочинская ярмарка

Сорочинская ярмарка

Сорочинская ярмарка

Сорочинская ярмарка

Сорочинская ярмарка

Бычок

Коровка

Коровка

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Сорочинская ярмарка

Сорочинская ярмарка

Сорочинская ярмарка

Сорочинская ярмарка

Дымковская игрушка

Абашевская игрушка

Дымковская игрушка

Городецкая игрушка

Филимоновская игрушка