С давних времён и по сей день домашнему скоту, пасущемуся без пастуха, надевают на шею ботало – колокольчик, позволяющий по звуку определить местоположение коровы на выпасе. Привязанное к шее коровы или быка ботало наиболее часто издаёт именно двойные удары: кол, кол… кол, кол… От удвоения звукоподражательного корня «кол» и происходит слово «колокол». Кстати, в английском языке слово call читается как «кол» и переводится как «звон», «звонок».

Нужно заметить, что боталом (от «болтать», «болтаться») называли колокольчик из железного, медного листа или дерева, подвешивающийся на шею пасущейся коровы и издающий приглушённый звук, а шеркунцом (иначе – боркун или воркун, от «ворчать») называли шарообразный металлический колокольчик до 15 см в диаметре с тяжёлым металлическим шариком внутри, который при перемещении коровы «шаркался» по внутренним стенкам, издавая глухой звук. Мелкие шеркунцы до 3-4 см в диаметре, обильно нанизанные на верёвку, в Российской империи традиционно использовались в качестве погремушки на лошадях, но в Индии подобными бусами украшали только коров.

Среди исследователей данной темы принята следующая терминология:

По надписям на российских колокольчиках исследователи составили перечень населённых пунктов и районов, в которых находились наиболее известные дореволюционные заводы и мастерские по изготовлению колокольчиков, среди которых есть и село Пурех Нижегородской губернии (см. Ботало №3, выполненное на заводе Клюйкова Егора Спиридоновича в период с 1880 по 1903 год в селе Пурех Нижегородской губернии).

Традиционно коров и телят пасли не только на луговых пастбищах, но и в лесу. В таких трудных условиях сохранить стадо можно было только с помощью пастуха, способного квалифицированно решать такие проблемы, как защита стада от диких животных и эффективный поиск и лечение заболевшего животного. Как правило, для этой работы нанимались пастухи, владевшие обрядово-магическими действиями.

Считалось, что пастухи – это чародеи, связанные с лешими. Народ верил, что пастух заключает с лешим договор, по которому леший обязуется охранять стадо. За это леший получал в течение лета 2-3 коров или молоко из одного, двух и даже трёх сосков одной коровы. Для того чтобы скрепить этот договор, пастух произносил заговор и бросал в лес замок, запертый на ключ; леший поднимал замок и отпирал или запирал его, в зависимости от желания пастуха. При этом считалось, что коровы ходят только тогда, когда замок отпёрт; если же он заперт, коровы либо останавливаются, либо ложатся. Таким образом, они полностью зависели от пастуха.

Пастуший сезон начинался со дня Святого Егория (23 апреля по ст. ст.) или Святого Николая (9 мая по ст. ст.) совершением магического обхода стада с произнесением заговора («отпуска») и принятием на себя множества обетов и запретов (табу) ради того, чтобы заговор не потерял свою силу. Удивительные запреты, некоторые из которых мы приведём ниже,  касаются как взаимоотношений человека и природы, так и нравственных качеств пастуха.

Так, например, даже хозяйки по утрам должны были быть чистыми, опрятными и обутыми, а также они должны были приводить своих коров только к положенному месту, «затвору», зайти за который они не имели права.

На пастбище прятали и предмет, которым очерчивалось стадо: топор или кочергу. Пастух выпускал животных из загородки через дым двух огней. Когда последнее животное выходило, он закрывал проход в изгороди и запирал дверь на замок. Замок относил в лес и прятал, а ключ уносил в деревню и убирал так, чтобы чужие руки его не коснулись. Пастухи также бережно хранили обережный «отпуск» (рукопись заговора): позволить коснуться его кому-либо другому — значит нарушить великий договор. Это обережный «отпуск» пришивали за подкладку одежды или шапки, прятали за берёсту рожка или в камнях на пастбище, а иногда — в доме или часовне, больше не прикасаясь к ней руками до тех пор, пока коровы не вернутся на зиму домой.

Обряд отпуска скота всегда выполнялся с различными магическими предметами (например, три прута рябины или сосны, камень, зажжённая свеча, чаша с водой, топор, серп, пастушья труба). Кроме важнейших природных элементов: земли, огня, воды – используется и сакральный музыкальный инструмент – пастушья труба.

«В одной из деревень мне удалось, наконец, купить несколько пастушьих труб, самых различных, сделанных из берёсты. Здесь нашлась и длинная дуда, изогнутая спиралью труба. Пастух никогда не продаст своей трубы, с которой ходит в поле, вернее в лес. Легче, кажется, купить корову, нежели пастушью трубу. — Ведь ты новую сделаешь, а за это старьё я хорошо заплачу. — У новой голос будет другой, коровки не будут слушаться, разбегутся, и не соберёшь».

Круковский М.А., «Олонецкие губернские ведомости»

Чуткие животные, пасущиеся в диких лесах, где много всякого зверя и где легко отбиться от стада и остаться в лесу, чувствуют необходимость довериться человеку и изучают все его привычки и движения настолько, что малейшая перемена в его жизни делает его в глазах стада непохожим на изученного прежнего. Волосы у пастуха остаются такие, какие у него были в первый день пастьбы: если они были стрижены, он стрижётся всё лето, если были не стриженные, ходит длинноволосым и к осени отращивает длинные волосы. Если он подстрижётся среди лета, коровы его не узнают. Пастух ни подаст никому своей руки, чтобы не было «чужого духа». Не даст он никому своей трубы, потому что другой, иначе играя, собьёт коров с толку своей игрой; ни за что также он не продаст своей трубы до конца пастьбы. Пастух, знающий все секреты и правила пастьбы, пользуется уважением и ценится дорого».

Флейта – самый древний инструмент деревянной духовой группы, его предками были пастушьи инструменты из тростника. В Древней Греции была распространена так называемая Флейта Пана, которая представляла собой множество трубочек, скреплённых вместе. Согласно легенде, охваченный вожделением древнегреческий бог пастухов и охотников Пан с козлиными копытами и рогами преследовал прекрасную нимфу, но настигнутая им девушка внезапно превратилась в тростник. Разочарованный Пан срезал с него ветки, соединив их вместе, смастерив этот удивительный и красивый по звучанию инструмент.

Пастуший барабан – древнейший русский народный ударный (шумовой) инструмент, используемый пастухами как сигнальный инструмент при утреннем выгоне скота, сборе стада, для отпугивания зверей во время пастьбы, при вечернем возвращении в деревню. Пастуший барабан часто встречается в Архангельской, Ивановской, Костромской, Вологодской областях, где известен как пастушня, пастухалка, брякалка, стукоталка.

Пастушье било — сделанный из специально заготовленных клёна или берёзы инструмент состоит из барабанки (пастушье било) и двух колотушек. Барабанка представляет собой обыкновенную деревянную доску прямоугольной формы со слегка скошенными или закруглёнными верхними углами. При помощи ремешка инструмент подвешивают на шею на уровне груди и ударяют по нему деревянными палочками. Иногда в доске просверливают отверстия, которые делают звучание звонким, с хорошим резонирующим эффектом. Изменения высоты звука и тембровой окраски инструмента зависит от силы удара палочек по доске, смены мест расположения точек ударов, от предметов, отражающих звук. Нередки случаи, когда под дроби барабана отплясывают и поют частушки.