СЕРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТОК «ДУША НАРОДА»

Дорогие друзья! Перед Вами наш первый проект — серия благотворительных открыток о молоке, корове, родной земле и традициях. Эти открытки получат школьники 70 школ Иркутска в ходе выездных программ «МуМузея».

Если Вы можете сделать перечисление на счёт нашей организации, воспользуйтесь реквизитами по ссылке; также Вы можете сделать личный вклад в этот проект, перечислив на карту Сбербанка 5469180013810521 получателю Ларисе Алексеевне О. (директор АНО «Центр детского развития «Клуб полезных дел»).

Если в поле «Сообщение получателю» Вы укажете контактный телефон или e-mail, мы обязательно отчитаемся о результатах.

Тургеневка, 1910 год: в одной из самых красивых деревень не только Баяндаевского района, но и России все любят молоко и хлеб

В ходе столыпинской реформы белорусы прибыли в Иркутскую область, где на сегодняйший день их проживает около десяти тысяч человек. Они бережно хранят традиции своего народа, передавая их из поколения в поколение. С 1909 года в селе Тургеневка на свой лад отмечают праздники, говорят на родном языке, водят хороводы, поют национальные песни и частушки. Белорусы всегда славились любовью к порядку и труду, но так же хорошо они умеют и отдыхать! Независимо от времени года жители Тургеневки устраивают «Кирмаш» – праздничную ярмарку. На импровизированном людном базаре покупателей приветствуют белорусской речью, шутками, поговорками, задорными песнями и приглашают купить сувениры и отведать традиционные картофельные драники со свежей сметаной: «Подходце, не зевайте, гроши вынимайте!»

Иркутск, начало ХХ века: любитель молока около Русско-Азиатского банка и Лютеранской кирхи на перекрёстке Большой и Амурской

В XIX-XX веках торговой Меккой считалась престижная улица Большая, расположенная в центральной части Иркутска (теперь – Карла Маркса). Владельцы многочисленных магазинов, вывесками которых пестрела вся улица, заботились о том, чтобы ассортимент был шире, чем у конкурента. Украшением перекрёстка Большой и Амурской были лютеранская кирха (1885) и здание Русско-Азиатского банка (1912). Кирха была закрыта новой властью в 1919 году, а в 1952 году полностью разобрана. Показательно: в сентябре того же года на месте кирхи был открыт памятник В.И.Ленину – точная копия такого же памятника в Воронеже. Здание Русско-Азиатского банка знаменито тем, что в нём в 1914 году проходило совещание по вопросам освоения Северного морского пути, а в 1919 году размещалось правительство А.В.Колчака.

Иркутск, начало ХХ века: уборка урожая в Глазковском предместье с видом на Кафедральный собор и Знаменский монастырь

К началу строительства Иркутского острога в жилых постройках вдоль Ангары с 1552 года существовал район, получивший название Заречный: там, где раньше ставились сторожевые посты на пути в Монголию, сейчас расположена набережная левого берега и железная дорога. Хороший обзор открывался отсюда на исторический центр. Основанный в устье реки Иды (теперь – Ушаковка) Знаменский женский монастырь (1689) к началу ХХ века стал мощным очагом духовной культуры: кроме укрепления монахинь в вере, здесь успешно существовали приют для детей, школа для девочек, мастерские по шитью парадных одеяний священников и светских одежд на заказ. Построенный к 1894 году Казанский кафедральный собор был четвёртым по высоте и красоте провинциальным храмом Российской империи – высотой свыше 60 метров, он мог одновременно вместить до пяти тысяч человек.

Ольхон, 2005 год: угощение бурятским чаем с молоком и маслом после обхода вокруг Ступы Просветления на острове Огой

Остров Огой считается «чистой землёй», потому что на нём никогда не жили люди. В этом свободном от негативной энергии месте соорудили ступу – символ победы над любыми препятствиями. В неё вложены различные реликвии: мощи монахов, священные атрибуты, священные тексты и божество матери всех просветлённых и пробудившихся. Тому, кто хранит знания, ступа напоминает о существовании в его жизни более высоких целей, чем первенство и конкуренция, обладание или потеря, призывая заняться реализацией своего потенциала. Того, кто чтит традиции, ступа притягивает как лучшее  для подношений и принятия угощений место. Бурятский чай с молоком и сливочным маслом является традиционным угощением, поскольку обладает огромной питательной ценностью: напиток считается душой бурятского народа и подаётся гостям в знак уважения.

Иркутск, начало XX века: угощение нуждающихся свежим молоком, горячим чаем и праздничными пирогами возле Пятничной мечети

Трудолюбие и упорство первых вольных мусульман-переселенцев превратило в пашню не один гектар таёжной земли. В конце XIX века братья Шафигуллины  пожертвовали под строительство мечети городскую усадьбу на Саломатовской (теперь – Карла Либкнехта). Здесь на собранные средства к 1905 году возвели каменное здание мечети, украсившее город великолепной архитектурой и высоким минаретом. Радует, что мечеть признавалась одной из лучших в России и даже при советской власти оставалась опорой традиций веры, молитвы, поста, пожертвования и паломничества. Сегодня Соборная мечеть объединяет внушительное число иркутян разных национальностей, многие из которых не только коренные сибиряки, но и полиглоты: родной язык для семьи, русский – для общения, иностранный – для образования, арабский – для веры.

Братский острог, 1631 год: стадо быков у крепости, которая стала преддверьем к покорению Прибайкалья русскими казаками

Основание Братского острога связано с захватом бескрайних сибирских просторов так называемыми землепроходцами. Нужно признать, что острог был построен с учётом того, что эти земли контролировались некогда могущественными кочевыми монголами. Браты-буряты увековечили себя не только в названии Братска, поскольку названия районных центров других районов Иркутской области – Тулун, Куйтун, Зима, Аларь и поселение за Аларью (Залари) – имеют бурятское происхождение. Умело комбинируя дипломатическую хитрость и бесстрашный характер, русские казаки постепенно не только «освоили» (сделали «своими», русскими) чистейшие реки, плодородные земли с богатыми недрами и могучими лесами, но и объединили под началом Русского царства проживающие здесь народности.

Иркутск, 1848 год: дом-дворец декабриста Трубецкого, бывшего жителя Петербурга, навсегда стал диковиной для провинциальной Сибири

Происходивший из знаменитого княжеского рода С.П.Трубецкой получил великолепное образование. Занятия с лучшими педагогами Нижнего Новгорода, лекции профессоров в университетах Москвы и Парижа, а также участие в военных походах и сражениях сформировали незаурядную личность. Как известно, после восстания декабристов полковник Трубецкой был осуждён на вечную каторгу в Сибирь. Супруга представителя высшего дворянства, низведённого до государственного преступника, добровольно последовала за ним в Сибирь, отказавшись от красивой жизни ради идеалов любви и верности. Уникальный опыт и знания выделяли ссыльных среди людей своего времени. Например, успехи просвещённого земледельца в селе Оёк, где Трубецкой долгое время имел огород, лошадей и коров, как магнит привлекали внимание сибиряков к сельскому хозяйству.

Янгажинский дацан, 1857 год: пастушок на быке, ставший великим Хамбо Ламой Итигэловым, около монастырского комплекса

Тибетские и монгольские ламы пришли к Байкалу в XVII веке, принеся традицию обучения монахов медицине, астрологии и философии. Высокие образовательные стандарты поддерживались и развивались монашеской братией от поколения к поколению. Янгажинский дацан – одно из красивейших культовых сооружений Бурятии – к началу XX века включал в себя более 200 ламских домов вокруг монастырского комплекса. Полувеком ранее в этих краях появился необычный мальчик-сирота, которого пристроили пасти коров состоятельного Бато-Батора. Однажды пастушка, держащего в руке палку с черепом, заметили верхом на быке. Ламы увидели в этом благой знак: мальчику суждено стать великим учителем… Сегодня нетленное тело Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова почитается как святыня наряду с Сандаловым Буддой и Атласом тибетской медицины.

Усть-Орда, 1980 год: доярка в традиционной одежде на фоне бурятской юрты и скульптуры «Всадник» у дороги на Ольхон

Иркутский скульптор Е.И.Скачков в 1976 году задумал композицию степного скакуна верхом на вольном жеребце без узды: бескрайние просторы Усть-Ордынского национального округа и покой местных жителей будет защищать легендарный герой – богатырь! Советская идеология внесла коррективу: скакун должен быть объезженным и обузданным, что будет указывать на сильную власть. На создание вручную и установку восьмиметровой скульптуры ушло 3 года, а также 14 тонн железной арматуры, 30 тонн бетона и около 30 тонн глины для изготовления формы. Так древняя традиция останавливаться в степи для поклонения родной земле повязанными цветными лентами и оставленными в качестве подношения деньгами и молоком обрела новое место силы, которое обязательно наполняет энергией того, кто научился ценить и беречь полученное от предков.

Иркутск, 2012 год: возрождение традиции посадки деревьев в роще на Кайской горе – одном из древнейших поселений человека

Кайской реликтовой рощей называют лесной массив на Кайской горе, расположенный между тремя реками – Ангарой, Иркутом и Каей. Представляет собой нетронутую часть вековой сибирской тайги, сохранённую от вырубки и застройки, знаменитую сегодня своими ручными белками. В 1924 году археолог М.М.Герасимов, известный на весь мир авторской методикой восстановления лица по черепу, обнаружил здесь Глазковский некрополь – одну из самых древних стоянок человека, жившего здесь более 35 тысяч лет назад. Кайская гора в окрестностях Иркутска наряду с Парижем, Токио, Тбилиси и Львовом считается современными учёными колыбелью, откуда около 50 тысяч лет назад происходило заселение людьми всей планеты. Доказано, что древние люди, жившие в регионе около озера Байкал в те давние времена, позднее населили Северную Америку.

Черемшанка, 1910 год: в одном из старейших и больших татарских сёл области корова была роскошью

Татарские общины Иркутской губернии объединили переселенцев с Поволжья и Приуралья, которые принесли в свою новую родину древнюю культуру. В суровой Сибири традиция поддерживала силу духа переселенцев: первые магометанские общины образовались не в Иркутске, а в деревнях Биликтуй, Новоямская (теперь – Пивовариха) и им подобных. В Заларинской волости татарами основаны деревни Сенная Падь, Черемшанка, Романова, Шаховская, Чичиковская, Новосёлова. Поначалу многие переселенцы находились в тяжёлом материальном положении, преодолевая трудности в земледелии и животноводстве под моления муллы о плодородии. Знаменитый Сабантуй – «праздник плуга», который более тысячи лет празднуется татарами в связи с трепетным отношением к Богу и предкам, земле и корове, хлебу и молоку, – пришёл на сибирскую землю.