Егорьев день

В представлениях простого народа святой Егорий часто выступал как зачинатель весны, способствовавший весеннему очищению и обновлению природы, а дата 23 апреля (Егорий Вешний) имела большое значение в народном календаре. Несмотря на то, что во многих губерниях России весну начинали встречать с первых чисел марта, днём наступления настоящего весеннего тепла считали Егорьев день. В народе говорили: «Егорий Храбрый — зиме враг лютый»; «Пришёл Егорий, и весне не уйти»; «Юрий на порог — весну приволок»; «Чего-чего боится зима, а тёплого Егория больше всего»; «Егорий — с теплом (летом, росой, водой), а Никола — с травой (кормом)». По народным представлениям, Егорий начинал весну, «отмыкая землю», «выпуская на белый свет росу», выгоняя из-под спуда траву зелёную, давая силу всходам. У русских южных губерний юрьевская роса считалась целебной и плодородной. Поэтому коров старались выгнать в поле как можно раньше, «на росу», которая должна была дать им обильное молоко и сделать их тучными. О юрьевой росе говорили: «На Юрия роса — не надо коням овса», «Ягорьева роса выкормит скотину лучше всякого овса». В Тульской губернии существовал обычай ранним утром кататься по росистой траве, растущей на полевых межниках (нераспаханных границах между полями разных хозяев). По народному поверию, кто по юрьевой росе покатается, будет силён и здоров, «что юрьева роса». Тогда же знахарки собирали росу про запас, её хранили как лекарство от сглаза, «от семи недугов».

В первой половине IXв. в Муромском у. Владимирской губернии к дню праздника «Егорьев день» был приурочен обход полей, который совершался крестьянами-хозяевами с образами и вербами в руках. Установив образа вокруг пашни, они зажигали перед ними свечи и пели так называемую «куралесу» (от искаженного «кюрио елейсон» — «Господи, помилуй»):

«Воскликнемте, братцы,

Святую куралесу!

Дай же, Боже, нам,

Ячмень усатый,

Пшеницу колосисту».

(Терещенко А. 1848. Т. 6. С. 31).

Повсеместно св. Георгий был известен как покровитель домашнего скота, при этом его иногда называли «загонщиком скота» или даже «скотным богом». «Поклонишься святому Юрию, он ото всего обережёт животину», — говорили хозяева, а пастухи добавляли: «Хоть все глаза прогляди, а без Егория не усмотришь за стадом». К Егорьеву дню были приурочены самые важные скотоводческие обряды, основная часть которых осуществлялась при первом выгоне скота на луга пастись. Одним из вариантов скотоводческой обрядности были также егорьевские обходы дворов с пением, а также печение обрядового печенья в форме «коровок», «лошадок», «козуль» и т.д.