Африканский буйвол

Казалось бы, экзотическое животное для России… Однако, буйволы ещё сто лет назад разводились и в Российской Империи. Нетрадиционным крупным рогатым скотом для горцев Северного Кавказа являлись буйволы, распространившиеся, видимо, из Закавказья, а на Западном Кавказе, кроме того, вероятно, из Турции, благодаря давним торговым связям населения этого края с турками. Первое упоминание о буйволах на Западном Кавказе находим в русских документах, относящихся к началу XIX в., в которых говорится о поставках горцами на рынок наряду с другими продуктами скотоводства немалого количества «кож буйволовых». Это значит, что разведение буйволов на Западном Кавказе имеет более давние традиции, чем, например, в Центральном Кавказе.

Буйволов содержали наиболее состоятельные горцы. Хан-Гирей, говоря о западных черкесах, указывает, что не всякий из них мог разводить буйволов, что они были достоянием большей частью князей и дворян. «От буйволов, — пишет он, — много получается молока особенного и приятного вкуса; мясо же их нехорошо». Почти те же особенности отмечает современник Хан-Гирея Бла- рамберг, хорошо знавший быт черкесов. По его словам, хотя черкесы редко разводили этих животных, они отдавали им предпочтение, считая их весьма выгодными в хозяйстве: «Буйвол заменяет в работе более чем двух быков, а буйволицы больше, чем ¦обычные коровы, дают молока для выделки масла».

Из сказанного можно заключить, что адыги одними из первых в регионе начали разводить этих животных, возможно, воспринятых ими из соседней Грузии или Турции. Считают, что первоначально буйволы появились у причерноморских черкесов, в частности шапсугов и натухайцев, в наречиях которых это животное называется «псыщу», т.е. буквально «водяной бык». Кабардинское название буйвола «хыв» (морской бык) Н. Ф. Яковлев считает более позднего происхождения, как и появление самого животного у кабардинцев, к которым оно «пришло с черноморского побережья», от вышеуказанных этнографических групп адыгов. В целом же название буйвола, по словам автора, усвоено адыгами «из тюркско-татарских языков».

Другие народы Северного Кавказа восприняли название буйвола от грузин (камечи); у Осетии — къамбец, у балкарцев и карачаевцев — гамметп, у чеченцев и ингушей — гамаш, гомаш, а к грузинам оно пришло из персидского гомеч (древ. иран. гаи — наича).

А.А. Калантар пишет о буйволах как о животных, требующих большого количества кормов, содержания в теплоте, а также наличия водоёмов. Поэтому их разводили как в Закавказье, так и на Северном Кавказе только в предгорьях и на равнине, отвечавших этим требованиям, в безводных степях Предкавказья и по всей горной зоне Кавказа буйволов не содержали. В то же время горские князья и дворяне считали для себя престижным иметь хотя бы 1-2 буйволов или буйволиц. Отметим также, что во многих местах Закавказья и в ряде мест Северного Кавказа вспашку производили исключительно буйволами, обладающими огромной силой. На чеченской равнине, например, выращивали даже специальную породу буйволов для этой цели. Однако в основном горцы содержали буйволиц, о чем свидетельствуют и данные переписи 1916 г. Молоко буйволицы отличалось высокой жирностью (8 %) и шло целиком для переработки на масло.

Во второй половине XIX в. буйволоводство достигло значительного развития по всему Северному Кавказу. По данным информаторов в Чечне, например, имелись в это время такие центры разведения буйволов, как селения Гудермес, Курчалой, Урус-Мартан и др., куда приезжали их покупать из Ингушетии, Осетии и Кабарды. Русское казачье население Терской и Кубанской областей совершенно не занималось разведением этих животных. По переписи 1916 г., например, в Моздокском, Пятигорском и Сунженском отделах, как и во всех станицах Терского и Кубанского казачьего войска, не числилось ни одного буйвола или буйволицы.

Из данных следует, что ингуши Назрановского округа разводили только буйволиц, в отличие, например, от чеченцев, содержавших наряду с буйволицами и буйволов, впрягаемых в арбу или плуг. Наибольшее количество буйволов имели чеченцы и кабардинцы, имевшие давние традиции в разведении этих животных.


Источник: Калоев Б.А. Скотоводство народов Северного Кавказа: с
древнейших времен до начала XX века. М.: Наука, 1993 . 228 с.