Философия открытки

Считается, что почтовые открытки в том виде, в котором они известны нам, появились в конце XIX века. В то время в мире вследствие подъёма промышленного производства зарождается массовая культура: многообразие исканий в искусстве сочетается с выпуском художественных изделий в небывало широком масштабе. Основной лозунг — общедоступность красоты, поэтому самые изысканные художественные открытия с помощью промышленного производства (печатной графики) внедрялись в массы и становились одинаково доступными как в городской среде, так и в деревенском быту.

В Западной Европе (Австро-Венгрия) открытка вошла в оборот почтового сообщения 1 октября 1869 года под названием «корреспондентская карточка», в Российской Империи – 1 января 1872 года под названием «открытое письмо». По некоторым источникам, моментом появления первой художественной открытки в Западной Европе считается 1871 г. (время франко-прусской войны), а первая иллюстрированная русская открытка появилась в 1894 г. В Россию тогда нахлынуло множество европейских открыток, прельщавших красотой, недосягаемой и в то же время до осязательности доступной. Открытки продавались во всех лавках столичных и провинциальных городов, а затем попадали в руки граждан, от них — к почтальонам, доставлявшим открытки к адресатам, а зачастую и прямо на стены дома, крышки сундуков, в семейные альбомы или собрания коллекционеров, становясь привычными реалиями городской и сельской жизни. В 1898 г. началась издательская деятельность «Общины св. Евгении», явившаяся важным событием в процессе эволюции русской открытки.

Современные исследователи обозначают множество функций художественных открыток, среди которых можно выделить несколько основных: поздравительные, рекламные, просветительские, пропагандистские. Так, например, благодаря её компактности и мобильности, дешевизне и лёгкости приобретения, почтовая открытка активно выполняла коммуникативную функцию.  Её привлекательность и возможность массового тиражирования позволяли использовать открытку как деятельное средство агитации и пропаганды.

По тематике почтовая открытка могла относиться к одному из перечисленных видов: праздничная, литературно-музыкальная, сатирическая/юмористическая, торгово-промышленная, выставочно-театральная, рисованная (видовая и портретная), игровая, политическая, военно-патриотическая, благотворительная, эротическая, детская, этнографическая, изображающая флору и фауну, репродукционная, орнаментальная. Пожалуй, вы не удивитесь, но коровы и быки были частыми персонажами открыток любой из перечисленных тематик.

Открытка идеально подходила для воспитания масс, способствуя усвоению личностью знаний и социального опыта, накопленных предшествующими поколениями, их сохранению, так как открытка одновременно была символом человеческих отношений и информационным символом, хранящимся в изображении на лицевой стороне открытки, а также в тексте и издательской марке на оборотной стороне открытки.