вернуться

Монолог царя зверей

В катакомбах музея
Пылится пастушья свирель,
Бивень мамонта, зуб кашалота
И прочие цацки…
Человек!
Ты послушай царя
Терпеливых зверей
И прости, что слова мои
Будут звучать не по царски.
«Я — последний из львов,
Но пускай за меня говорит
Лань в объятьях капкана,
Ползучего смога громадность
И дельфинья семья,
За которой неделю подряд
С вертолета охотился ты,
Чтоб развеяться малость.
Пусть тебе повстречается голубь,
Хлебнувший отрав,
Муравейник сожжёный,
Разрытые норы барсучьи,
Оглушенная сёмга,
Дрожащий от страха жираф,
И подстреленный лебедь,
И чайки по горло в мазуте.
Пусть они голосят,
Вопрошая карающий век,
Пусть они стороною
Обходят любую машину..
Ты — бесспорно, вершина природы,
Мой брат Человек,
Только где и когда
Ты встречал без подножья вершину?
Ты командуешь миром.
Пророчишь. Стоишь у руля.
Ты — хозяин! Мы спорить с тобой
Не хотим и не можем.
Но без нас — ты представь —
Разве будет Землею Земля?
Но без нас — ты пойми —
Разве море останется морем?
Будут жить на бетонном безмолвье
Одни слизняки,
Океан разольётся
Огромной протухшею лужей.
Я тебя не пугаю,
Но очень уж сети крепки,
И растёт скорострельность
Твоих замечательных ружей.
Всё твоё на планете,
А нашего нет ничего.
Так устроена жизнь —
Мы уже лишь на чучела сгожи.
Зоопарки твои превосходны —
Да жаль одного:
Мы в твоих зоопарках
Давно на себя не похожи…
Так устроена жизнь,
Мы поладить с тобой не могли,
Нашу поступь неслышную
Тихие сумерки спрячут.
Мы уходим в историю
Этой печальной Земли,
Человечьи детеныши
Вспомнят о нас, и заплачут.
Мы — пушистые глыбы тепла,
Мы — живое зверьё.
Может, правда, что день ото дня
Мир становится злее.
Вот глядит на тебя
Поредевшее царство моё,
Не мигая глядит,
И почти ни о чём не жалея,
И совсем ничего не прося,
Ни за что не коря,
Видно, в хоботы,
Ласты и когти
Судьба не даётся.
Я с седеющей гривы
Срываю корону царя
И реву от бессилья…
А что мне ещё остаётся?»

Р. Рождественский

Интересные факты о корове

Согласно современной науке, люди одомашнили коров около 8 тысяч лет назад. Согласно свидетельствам из мифов, коровы пришли на Землю с райских планет для того, чтобы служить человеку на его пути к Богу.

Самцы вида Корова называются быками, кастрированные самцы – волами, молодняк – телятами. Молодых (до первой стельности) самок называют тёлками. Продуктивно осеменённая (стельная) тёлка называется нетель.

Коровы могут учиться друг у друга. Например, если одну ударило током от электроограды, остальные будут избегать контакта с опасным забором и лишь небольшой процент от всего стада повторит ошибку первой пострадавшей.

Коровы умеют плакать.

Коровы были спасением для людей в самые голодные времена. И недаром изображение коровы можно увидеть на государственных символах Андорры, Исландии, Непала и ряда других стран. В Индии корова – священное животное, символизирующее плодовитость, изобилие, землю.

На коже носогубного зеркала у бурёнок обнаружены линии, подобные узорам на ладонях человека. Как и наши отпечатки пальцев, у каждой особи они строго индивидуальны.

У коров необычайно развито чувство времени, и соблюдение распорядка дня играет большое значение в их жизни. Если опоздать с дойкой всего на каких-то 20-30 минут, то объём молока снижается примерно на 5%, а его жирность на 0,2-0.4 %.

Обоняние у коров развито слабее, чем у других животных. Тем не менее, прежде чем начать есть траву на пастбище, корова тщательно обнюхивает землю. Если на участке были недавно раскиданы удобрения, она отказывается пастись.

Благодаря особому устройству глаз, корова видит всё в увеличенном масштабе. Поэтому корова часто пугается, когда к ней неожиданно подходят слишком близко. Коровы почти не способны различать цвета.

У коров очень хорошо развиты музыкальная память и слух. Так, их можно научить возвращаться домой с пастбища по определенному звуку или песне.

Во рту у коровы расположено 25 тысяч вкусовых сосочков, поэтому они различают сладкое, солёное, кислое и горькое. Вкус у коров очень тонок, почти как у человека. Они отличают сладкую пищу, не станут есть горькое.

У коровы желудок многокамерный и состоит из преджелудка, разделенного на три камеры (рубец, сетка, книжка), и «истинного желудка» – сычуга. За желудком следует кишечник, общая протяженность которого у крупного рогатого скота в 22 раза превышает длину тела.

Всего лишь в одном грамме содержимого рубца коровы насчитывается 10 миллиардов бактерий и миллион простейших организмов – инфузорий.

Доказано, что белки коровьего молока способны связывать токсины в организме человека. Поэтому люди, работающие на вредных производствах, получают молоко.

Самая тяжелая корова в мире – Маунт Катадин, голштинско-дурхманский гибрид – достигала веса 2270 кг (1906 – 1910 гг.). Согласно Книге рекордов Гиннеса, её высота в холке составляла 1 метр 88 сантиметров.


Источник: factroom.ru

Лето. Деревня. Бык.

То утро не предвещало ничего необычного, мы с пацанами как обычно вовсю гоняли «чижа» на пустыре, как вдруг раздался вопль «Бы-ы-ык!». Вы видели, как взлетает вспугнутая стая воробьёв? Вот так же, буквально за пару секунд, Миха с Вовкой взлетели на забор, я с Ванькой — на крышу гаража неподалеку, а неподалеку на дереве в ряд уже сидели трое братьев-погодков Семёновых, тараща глазёнки на быка.

А там было на что смотреть: громадина, с переливающимися мускулами под чёрной лоснящейся шкурой, с крутым загривком и не менее крутым нравом. Царственно озирая владения, бык наткнулся взглядом на одиноко бредущую посреди пустыря фигуру слесаря дядю Колю. С утра уже он шёл, напевая себе под нос тихонько, как ему казалось: «Голубой вагон бежит качается…» Качало дядю Колю уж точно не меньше, чем крокодила Гену на голубом вагончике, и потому он ничего и никого не видел кроме так и норовящей выскользнуть у него из под ног тропинки.

Бык, оскорблённый такой дерзостью, фыркнул и стал рыть землю передним копытом. Но дядь Коля не слышал наши предостерегающие крики и даже не думал «в страхе разбегаться». Собственно ему было абсолютно пофиг в тот момент на всё, его волновала лишь виляющая под ногами тропинка и замечательная песня из всеми любимого мультика: «Скатертью, скатертью дальний путь стелется и упирается прямо в…»

Не успел дядя Коля закончить, как его качнуло прямо на стоящего перед ним быка, ладонь скользнула по мокрому носу чудища, а пальцы тут же вцепились ему в ноздри. Детвора дружно выдохнула и замолчала… Такое ощущение, что даже птицы перестали чирикать, стрижи прекратили стремительный полёт в небе, застыв в изумлении.

Ошалевший бык мотнул головой. Ох, зря он это сделал, ох, зря… Пальцы дяди Коли, всю жизнь работавшего с железом и на спор завязывавшего гвозди в узел, автоматически сомкнулись мёртвой хваткой. Жалобно взмыкнув, огромный бык грузно рухнул на колени перед слесарем.

Дядя Коля сфокусировал взгляд и наконец понял, что за преграда перед ним, отпустил быка и вытер ладонь о штанину: «Ты это… братан, извини… без обид, вставай давай».

Бык лежал не двигаясь, судорожно вздрагивая, лишь крупные слёзы одна за другой катились у него из глаз.

* * *

Вот к чему я эту историю вам сейчас рассказал? Даже не знаю, наверное, к тому, что некоторым быкам и альфа-самцам по жизни ещё предстоит встретить своего тщедушного и невзрачного дядю Колю.


Источник: Авторские истории

Как преуспеть в сельском хозяйстве. Народные советы

Народный календарь, по которому жили наши предки, можно считать энциклопедией крестьянского быта. В месяцесловы заносили свои наблюдения за погодой, за повадками животных, особенностями растений и определяли между ними взаимосвязь. Обряды, обычаи, приметы и советы по ведению хозяйства формировались на основе полученных выводов и выстроенных закономерностей. Крестьянский труд и семейный быт вписались в годовой цикл, отразивший его периоды и особенности. Пахота, посевная, жатва, уборка урожая, охота, сенокос, рыболовство — обыденные для сельской жизни действия — обрастали церемониями, сопутствующими удаче в деле.

У деревенских жителей Псковской области бытовали жатвенные и жнивные обряды. В Невельском районе совершали пляску «на грудý», справляли обжинки (пожинки, дожинки), проводили специальные ритуалы с последним снопом сена.

Сельчане поют песни в процессе жатвы, во время отдыха и по дороге c поля домой. Цикл жнивных песен в исполнении замечательных народных певиц по праву занимает одно из центральных мест в системе жанров календарно-обрядового фольклора южнопсковской традиции.

Их напевы основаны на сплаве кличевых и плачевых интонаций, отличающихся особой мелодической выразительностью. В ряде напевов на первом плане оказывается заклинательная направленность, выраженная через особую ритмику, интонационные императивы. Для других напевов характерной становится плачевая интонация, согласующаяся с тематикой песен-жалоб.

Жатвенный комплекс на севере Псковщины — один из самых развитых в местной календарной традиции. Многие обычаи и словесные выражения жителей деревень говорят о том, что крестьянин чувствовал себя причастным к возделываемой им земле. Его жизненная сила и жизненное пространство его семьи и рода были связаны с полем, которое он обрабатывает. Этим объясняется примета: если на ниве будет просев (случайно незасеянный участок), то в семье в этом году будет покойник. О том, что жница и нива осмысливаются как единое целое, свидетельствует обычай, запрещающий жницам во время жатвы заходить на чужую полосу, иначе можно навредить жнее этой полосы, и у неё будет болеть спина: «Не хади́ маёй стороной, спину перережешь!» Поэтому во время совместной жатвы женщины выстраивались в определенном порядке — лесенкой.

В фольклорно-этнографическом комплексе жатвы происходит наложение различных сюжетных или функционально-смысловых линий: оплакивание предков и моления о вспомоществовании, брачная тема (союз мифологических персонажей), идея похорон и поминовения (как своеобразное преломление мифологемы об умирающем и воскресающем духе растительности).

Удмуртский обряд Акашка́ отмечает начало весны и земледельческого года. Он включает в себя празднование в деревне с ритуальным обходом домов, молениями и обрядовой трапезой, связанной с поминовением предков, и выход на пашню. Главные обрядовые действия совершаются в Светлое воскресенье, им предшествует подготовительный этап, когда моют и украшают дома для праздника, который длится целую неделю. Вторая часть обряда — выход на пашню — сопровождается символическим севом.

Почти в каждой деревне существует свой напев Акашки, что осознаётся самими носителями традиции («Акашку поём своей деревней, чужих не пускаем»). Напевы политекстовые, при этом начальные поэтические строфы каждой из песен обязательно посвящены празднику Акашка.

Если устанавливалась погода, после празднования в деревне выезжали в поле. До этого времени копать, рыхлить (то есть беспокоить) землю было запрещено. Сеять начинал самый пожилой, уважаемый мужчина с «легкой рукой». Он раскидывал по полю вместе с семенами яйца, которые подбирали дети. По окончании посева первыми уходили те крестьяне, которые работали на самом дальнем конце поля, двигаясь по солнцу. Затем до рассвета праздновали с песнями и плясками, играя на гармошке и скрипке, а раньше и на крезе.

Обряд «Куль соломы», совершаемый на Благовещение, — одна из форм закликания весны в сёлах русско-белорусского пограничья (Восточного Полесья). После праздничной литургии и посещения ярмарки (базара) взрослое население села Любовшо направлялось к мосту через речку, протекающую по селу. Все мосты в округе строились очень широкими, чтобы на них проходили весенне-летние хороводные молодёжные гулянья. Заранее сколачивали из досок маленький плотик и приносили небольшой снопок соломы, заготовленный с прошлого урожая. Солому перевязывали красной лентой и клали на плотик. Специально выбранный уважаемый мужчина поджигал солому и пускал плотик по реке.

В это время женщины, собравшиеся на мосту, начинали петь песни, приуроченные к этому обряду. Все они имеют общий напев, исполняются громким, звонким голосом. Каждая строфа завершается возгласом-гýканьем. Поэтические тексты песен — глубоко личного содержания, повествующие о вдовстве, сиротстве, разлуке, несчастной любви. Общим в них является мотив воды, проходящий через все сюжеты.

Профессия пастуха не слишком престижна, но социально значима. Она была востребована в княжеских слободах и крупных подмонастырских сёлах. Особо ценились и уважались владевшие магическими заговорами. Применяя обряды, пастух обеспечивал сохранность стада. Для благополучия животных соблюдал ряд запретов и предписаний. На сборищах сельчан он выставлял на обозрение своё мастерство. По поверьям, тайные силы пастух черпал в договорно-обменных отношениях с потусторонними силами. В Костромской области в Егорьев день совершают первый выгон скота, а также обходы стада и дворов. Слышны щёлканье кнута и звучание рожка при выгоне и сгоне. Сельчане соблюдают обходы полей и пастбищ, исполнение «отпевов» и закличек.

Пастухи Верхнего и Среднего Поволжья прославились как профессиональные музыканты. Окликание Егория совершается под звуки барабанки, свистулек, бубенчиков и даже орудий труда. Под барабанку не только сгоняют стадо, но и поют частушки.

Во время полевых работ (толоки) в Великоречье припевали молодёжные пары (называли по имени парня и девушки). Толока — форма коллективной взаимопомощи по вывозу удобрения (позёма) на паровое поле — проходила в Петровский пост. Кроме трудовых компонентов она включала обрядовые действия: обливание водой (продуцирующая магия), соревнование возчиков, хуление отстающих, совместную трапезу. Их главная особенность — традиция пения девушками и женщинами припевок «на полевой голос» с протяжёнными многоголосными хоровыми распевами-вокализациями. Функция припевок также находится в сфере магии (припевание пары). Словесный текст ограничен называнием имен парня и девушки: «Хороший молодец Иван Иванович! Ему понравилась Мария Ивановна!» Те же припевки могут звучать и во время других полевых работ, а также на посиделках, вечерках.

Окликание парня и девушки, их соединение в песне имеет в представлении местных жителей магический смысл, предвещает свадьбу. Замечали, кто с кем дружит, гуляет, — и припевали парня к девушке. Пели на поле, а в деревне слушали, кого к кому припели.

В последние годы у архангелогородцев и жителей Приморского района сложилась традиция отмечать традиционные праздники в музее-заповеднике деревянного зодчества «Малые Корелы». Коллектив музея организует и проводит торжества, используя местные праздничные традиции. На Рождество в каждом «крае» музея исполняют свой хоровод и кадриль, поют свои колядки, величальные виноградья и организуют конкурсы на лучшее исполнение частушек и песен.

В Архангельске и других городах края сохранились обычаи и обряды зимних календарных праздников и традиция святочной кудеси (обрядового озорства), в которой принимает участие молодёжь.

В современной архангельской Масленице проступает влияние общерусской обрядности. Организаторы праздника часто пытаются обыграть названия дней Масленой недели местным фольклорным материалом. В пасхальные дни в «Малых Карелах» ставят качели, посетители музея ходят на ходулях, играют с крашеными пасхальными яйцами, катают их по деревянным желобкам, слушают выступления хоровых коллективов и колокольные звоны. Среди весенних народных праздников важное место продолжает занимать Егорьев день. Во многих хозяйствах содержат коров, овец, коней и соблюдают многие животноводческие обряды этого праздника.

По давней традиции 14 мая здесь встречают лето, зажигая большие костры. В каждой деревне молодёжь заранее заготавливает для них дрова, располагая их на высоких, видных отовсюду местах (на угоре), старается, чтобы пламя было ярче, а дым гуще. На Троицу украшают дома зеленью берёзки.

Во многих районах архангельского Севера вновь стали проводить съезжие праздники.


www.culture.ru