Тёплый хлеб, кружка свежего молока и заботливые руки бабушки… А за окном — ясное небо, бескрайние поля и пряный запах свежескошенной травы…
Мы можем не жить в деревне, но эта пара строк рождает в нас тёплые чувства, воспоминания детства, тоску по природе и простой размеренной жизни. В сердце любого человека, который интересуется историей своих дедов, несомненно отзовётся память предков, которые испокон веков возделывали матушку-землю.
Село! В душе моей покой.
Село в Украйне дорогой,
И, полный сказок и чудес,
Кругом села зелёный лес.
Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты,
И перед крашеным окном
В шелковых листьях тополя,
А там всё лес, и все поля,
И степь, и горы за Днепром…
И в небе тёмно-голубом
Сам Бог витает над селом.
Сергей Есенин
Тесная связь с родной землёй нашла яркое отражение в народном фольклоре и творчестве: в различных типах росписи и на множестве полотен рядом с человеком изображается корова и бык, а притчи и сказки нередко делают их главными действующими лицами. В экспозиции МуМузея собраны примеры участия коровы в повседневной, праздничной и даже загробной жизни человека со всех уголков страны и мира.
В каждом произведении можно прочувствовать любовь и нежность к земле и сельской жизни. Примечательно, что особое место в народном творчестве занимает корова как символ достатка и богатства в семье. Бурёнка прокормит всю семью, с ней можно пережить войну, голод и лишения!
Образ коровы-матери, коровы-кормилицы, коровы-помощницы в хозяйстве проходит не только в народном творчестве, но и через произведения таких авторов как Василий Васильевич Верещагин, Ондрей Венярски, Семён Фёдорович Щедрин, Армандо Пиццинато, Василий Иванович Штернберг, Александр Александрович Дейнека, Аркадий Александрович Пластов и других. Почитание коровы здесь как символ абсолютной гармонии человека с природой.
МуМузей дарит уникальную возможность городским жителям ощутить дух сельской жизни, насладиться умиротворением и природными красками русской деревни, а также приобщить своих детей к народному, к родному, к естественному.
Считается, что почтовые открытки в том виде, в котором они известны нам, появились в конце XIX века. В то время в мире вследствие подъёма промышленного производства зарождается массовая культура: многообразие исканий в искусстве сочетается с выпуском художественных изделий в небывало широком масштабе. Основной лозунг – общедоступность красоты, поэтому самые изысканные художественные открытия с помощью промышленного производства (печатной графики) внедрялись в массы и становились одинаково доступными как в городской среде, так и в деревенском быту.
В Западной Европе (Австро-Венгрия) открытка вошла в оборот почтового сообщения 1 октября 1869 года под названием «корреспондентская карточка», в Российской Империи – 1 января 1872 года под названием «открытое письмо». По некоторым источникам, моментом появления первой художественной открытки в Западной Европе считается 1871 г. (время франко-прусской войны), а первая иллюстрированная русская открытка появилась в 1894 г. В Россию тогда нахлынуло множество европейских открыток, прельщавших красотой, недосягаемой и в то же время до осязательности доступной. Открытки продавались во всех лавках столичных и провинциальных городов, а затем попадали в руки граждан, от них – к почтальонам, доставлявшим открытки к адресатам, а зачастую и прямо на стены дома, крышки сундуков, в семейные альбомы или собрания коллекционеров, становясь привычными реалиями городской и сельской жизни. В 1898 г. началась издательская деятельность «Общины св. Евгении», явившаяся важным событием в процессе эволюции русской открытки.
Современные исследователи обозначают множество функций художественных открыток, среди которых можно выделить несколько основных: поздравительные, рекламные, просветительские, пропагандистские. Так, например, благодаря её компактности и мобильности, дешевизне и лёгкости приобретения, почтовая открытка активно выполняла коммуникативную функцию. Её привлекательность и возможность массового тиражирования позволяли использовать открытку как деятельное средство агитации и пропаганды.
По тематике почтовая открытка могла относиться к одному из перечисленных видов: праздничная, литературно-музыкальная, сатирическая/юмористическая, торгово-промышленная, выставочно-театральная, рисованная (видовая и портретная), игровая, политическая, военно-патриотическая, благотворительная, эротическая, детская, этнографическая, изображающая флору и фауну, репродукционная, орнаментальная. Пожалуй, вы не удивитесь, но коровы и быки были частыми персонажами открыток любой из перечисленных тематик.
Открытка идеально подходила для воспитания масс, способствуя усвоению личностью знаний и социального опыта, накопленных предшествующими поколениями, их сохранению, так как открытка одновременно была символом человеческих отношений и информационным символом, хранящимся в изображении на лицевой стороне открытки, а также в тексте и издательской марке на оборотной стороне открытки.