О ценности коровы можно судить хотя бы по самому известному куплету народных частушек «Весёлой доярки», исполняемых много лет назад в деревнях: «Я хотела выйти замуж – мать корову не даёт, а жених такой попался – без коровы не берёт!» Кто же такая доярка? Неужели это работница фермы, которая просто должна уметь настраивать и подключать доильного робота? Доярка – дословно «та, что встаёт очень рано, до Солнца» (Яр, Ярило). Как известно, на Руси Ярило почитали как небесного покровителя земной жизни, напрямую зависящей от силы света и тепла. Стало быть, качество жизни человека вполне может определяться квалификацией доярки. Чтобы обосновать эту мысль, обратимся к исследованию традиций и обычаев наших предков.

В качестве введения приведём любопытный факт: индивидуальный праздник Ярилы приходится на 21 марта – начало первого месяца языческого года, когда «скотий бог [Велес] вздевает Зиму на рога». В славянской мифологии есть легенда о происхождении Велеса от небесной божественной коровы Земун – олицетворённой Земли, – поэтому его именуют ещё Коровичем. В этом аспекте он символизирует управляющую животным началом в человеке силу (Эго). Кстати, в гимнах «Ригведы» Шиву, повелителя Эгоизма, именуют Пашупати – «владыка животных» или «скотий бог». При раскопках в Мохенджо-Даро была обнаружена так называемая «Печать Пашупати», на которой изображён доведийский культ Шивы в облике Пашупати – сидящего в позе лотоса личности с тремя лицами и рогами. В православной традиции культ Велеса ассимилировался с почитанием святого Власия, христианского покровителя скота. Кстати сказать, у православных Приангарья «профессиональный» праздник всех пастухов – Егорьев день (Юрьев день) – также считался лошадиным праздником, а Егорий считался покровителем лошадей, а не коров, которым покровительствовал именно святой Власий (см. «Власьев день» и «Велесов день»). Именно в русской традиции корову ласково назвали «Власьевна», памятуя о её небесном покровителе.

На Руси доярки соблюдали тысячи примет, чтобы бурёнка оставалась живой и здоровой, поскольку потеря кормилицы серьёзно сказалась бы на благосостоянии всей семьи. Для примера приведём лишь некоторые из них:

–  если доярка проведает свою корову на лугу, когда та пасётся, то животное даст гораздо больше молока,

– после дойки нельзя подходить к открытому огню,

– нельзя проливать молоко, а если молоко кипит, оно ни в коем случае не должно убегать,

– если молоко быстро прокисает, то в доме поселилась нечистая сила.

Эти народные приметы указывают на особую ценность коровы и её молока в жизни человека. Именно поэтому наши предки бережно относились и почитали корову: корова была символом Луны, чему причиной были её рога, напоминающие полумесяц, а вместе с быком составляла небесную пару – Луну и Солнце. Ночью, когда господствовала Луна-корова, люди могли наблюдать её разлившееся по чёрному небу молоко в виде Млечного Пути. Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Такой подход позволял доярке видеть в корове питающую стихию, подобную матери и кормилице, – весеннюю дождевую тучу, сочащуюся живительной влагой, а ревущую ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, которым, как и коровьему молоку, приписывались мистические, чудодейственные свойства. Коровье молоко – это нектар трав, взросших на земле под Солнцем и впитавших их силу и мощь. Любопытно, как чётко отражает эту идею известный в исламе хадис пророка Мухаммеда: «Коровье молоко – излечение, топлёное масло – лекарство!»

На сегодняшний день многие «ритуалы» доярок имеют научное обоснование. Так, например, известен обряд «доения на копыта»: в течение первой минуты дойки доярка первые струйки молока сдаивала на копытца задних ног коровушки, приговаривая: «Как эта коровушка стоит под подойничком: чтобы не лягаласи, не шаталаси, головой не шатала, хвостом не мигала» или «Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, во чисто поле; во чистом поле стоит апостольская церковь на четырёх столбах, а во время доеньица, коровушка, стой на четырёх ногах: головой не веди, хвостом не машь, ножки не вздымай, моей правой ручки не марай! вовеки веков! Аминь!» Повторяя подобную процедуру три-шесть раз, доярка заговаривала корову, после чего она стояла неподвижно в течение всего процесса доения. Сейчас считается, что сдаивание первых струек в отдельную посуду имеет только санитарное значение: после полуминутного подготовительного массажа вымени нужно из каждого соска сдоить две-три струйки молока в специальную кружку, прикрытую марлей или тёмным ситцем, чтобы прочистить сосковые каналы вымени от микробов, попадающих туда из воздуха и подстилки, а также проверить, не испорчено ли молоко маститом, который обычно поражает вымя после неправильного использования доильных автоматов.

Деревенская доярка, припустив таким образом молоко и своим голосом настроив корову на отдачу молока, понимала, что медлить с доением нельзя, так как припуск молока коровой длится недолго (опытным путём подтверждено, что за 6 минут корова должна быть выдоена, в противном случае дальнейшее извлечение молока будет происходить вяло, а корова останется не полностью выдоенной. Чтобы выдоить ведро-полтора молока за столь короткий срок, необходимо соблюдать одинаковый ритм движения и каждой рукой производить до 100 сжатий в минуту, иначе даже у племенных молочных коров снижается удой.

Принципы нового животноводства – чем меньше человека, тем лучше: вместо расторопных доярок слышен ровный шум механизмов. Всё автоматизировано: навоз убирается автоматически, корм подаётся автоматически, даже бока чешут автоматически – и в результате увеличивают надои. Доильный робот не просто моет и массирует вымя перед дойкой, а также соблазняет коров десертом, получаемым в процессе доения. Лишённые живых отношений коровы соблазняются «вкусняшками» и пытаются заходить на дойку почаще, но чип в ухе сигнализирует роботу, что положенные для нагула часы ещё не прошли, и система направляет корову опять к кормушке. Компьютерный «мозг» доильного робота одновременно отслеживает и ведёт статистику по нескольким сотням коров, своевременно вызывая на помощь нуждающимся человека. Руководитель фермы сейчас думает не о сохранении традиций и заботе о людях, а о получении максимальной прибыли и уменьшении всевозможных рисков, большинство из которых связаны с человеческим фактором.

Не будем развивать эту тему однобоко. Любому образованному человеку ясно, что во все времена одновременно существует два подхода: культурный (иррациональный) и цивилизационный (рациональный). Так, например, во многих европейских языках слова «скот» и «деньги» имеют одинаковые смысловые корни: pekus/pekunia (лат. «скот» и «имущество»), cattle/capital (англ. «скот» и «капитал»), skatts (нем. «монета» и «скот»), что прямо свидетельствует и о расчётливости в отношении коровы, и о том, что она являлась истинной ценностью. С другой стороны, санскритский корень «go» (санскр. «корова», ставшее основой для англ. «cow») означал главные силы природы, с которыми отождествлялась бурёнка, – Небо, Землю и Солнце.

Мы будем всячески способствовать тому, чтобы существующие в традиции знания были в лёгком доступе для всех интересующихся этой темой.