вернуться

«Пастух с пастушкой», керамика

"Дорогая корова"
Больше всех своих зверюшек,

На которые гляжу, -

(Настоящих и игрушек), -

Я коровой дорожу.

Я люблю свою коровку,

И, проснувшись ровно в 5,

Привязав на рог верёвку,

Вывожу её гулять.

С ней хожу на водопой я,

И даю щипать траву,

И заветною тропою,

Еду в дом, где сам живу.

Утром ей скажу: “ЗдорОво!”

На ночь ей шепну: “Пока!”

И тогда моя корова

Даст мне много молока.

Источник: Бутенин А.

«День матери», керамика

Дания, Bing & Grondahl, 1889

Шли корова и телёнок,
а за ними шли
тень коровы и тенёнок
прямо у земли.
Колокольчики звенели -
динь! дон! день! -
колокольчиков звенела тень.
И корова пожилая
ест лопух пока,
тень коровы пожевала
тень от лопуха.
Колокольчики звенели -
динь! дон! день! -
колокольчиков звенела тень.
И из мамы пил телёнок,
рожки набекрень.
А тенёнок?
А тенёнок
пил из мамы тень!
Две коровы,
два телёнка,
сверху облака.
И бежала
в тень ведёрка
тень от молока.

Источник: Супрунюк М.

Рождество

Время колядок

Когда наступало время святок и колядок, на радость деревенским ребятишкам во всех домах пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и петухов. Ими украшали стол, окна и дарили колядующим.

Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с искренней радостью слушала колядки:

Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Дай тебе, Господи,
На поле природ,
На гумне примолот,
Квашни гущина,
На столе спорина,
Сметаны ти толсты,
Коровы ти дойны!

Щедрым хозяевам желали:

Чтобы сто тебе коров
Полтораста быков
Пятьдесят жеребцов,
Пятьдесят меринов!
Во луга они идут
Да помыкивают,
Из лугов они идут
Да поигрывают.

Кроме того, желательно, чтобы лошади были «гривасты, коровы рогаты, овцы лохматы».

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому на нём неизменно лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Радушные хозяева считали: чем больше гостей соберётся в их доме, тем куры лучше будут сидеть на яйцах.

После весёлого обхода домов молодёжь собиралась в посиделочной избе на общую пирушку, где делила и съедала всё, чем одарили односельчане. Затем, разодетая в обновки, молодёжь плясала под дуду, чтобы избежать неурожая, слушала сказки и гадала о своей судьбе.

Источник: culture.ru

Тарелка с портретами украинских писателей. Фаянс, деколи.

Волы

Весеннюю вдыхают ворожбу
Волы на поле, тронутом рассветом, —
У каждого по звездочке на лбу,
Украшен каждый синим амулетом.

Всю зиму ясли не были пусты,
Любой из них тучней, чем идол древний.
Расчесаны косматые хвосты,
Как косы лучших девушек деревни.

Люблю глаза волов, и ноздри их,
И их мечту о наступленье лета,
И спины в складках мягких и тугих,

И рев, что угасает без ответа,
Когда они идут с террас крутых,
Рога вонзая в золото рассвета.

Источник: Даниэл Варужан

"Небесные коровы"

Корова и бык связаны в народной культуре с небесной водой, облаками, осадками. По их поведению (когда они поднимают головы к небу, бьются рогами, подпрыгивают) можно было предугадать дождливую погоду. Чёрные и тёмного окраса коровы, возглавляющие стадо при возвращении с пастбища, также предвещали дождь. В Сербии верили, что внутри дождевого облака находится бык или корова и можно услышать доносящееся оттуда мычание. Такие же представления выражены в белорусской загадке: «Белая корова тростник поломала» (снег). Поэтому во время засухи вызывают дождь сжиганием коровьего навоза.

Более чётко выражена в славянской народной культуре связь облачности, атмосферных осадков, воды с молоком. Русские считали, что если молоко при доении сильно пенится, то это к ненастной погоде, а «тёмные святки», облачность в ночь под Рождество Христово сулят большие удои молока в наступающем году. Для увеличения удоев коров в особые дни выгоняли пастись очень рано, «на росу» (в Юрьев день, на Троицу, в день Ивана Купалы).

Корова также символизировала луну и небо, чему причиной были ее рога, напоминающие полумесяц, а её молоко, ассоциировавшееся с Млечным Путем. В верованиях славян это животное олицетворяло богиню неба, кормилицу земли, которая своим молоком поит поля; молоко такой коровы — символ благодатного дождя.

Уж
как я мою коровушку люблю.
Уж как я то ей крапивушки нажну.
Кушай в волюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, Буренушка моя.
Уж как я мою коровушку люблю.
Сытно пойло я коровушке налью.
Чтоб сыта была коровушка моя,
Что бы сливочек буренушка дала.

Источник: narvavet.ee

Автор картины: Лазарева Екатерина, Иркутск


Мои хоромы - в мягкой зелени поля

Я пастух, мои палаты —
Межи зыбистых полей,
По горам зелёным - скаты
С гарком гулких дупелей.
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дрёме под навесом
Слышу шёпот сосняка.
Светят зелено в сутемы
Под росою тополя.
Я - пастух; мои хоромы -
В мягкой зелени поля.
Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.
Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.

Источник: Есенин С.А.

Рондо

Лунной ночью на камни гляжу, камни тоже глядят на меня. 
Листья словно глаза, в зелень глаз я смотрю в темноте.
Небо тоже глядит. Пью я небо глазами огня.
Звёзд ресницы – лучи надо мной, я гляжу в них, молчанье храня.
Цепи гор изучают мой путь, а горами любуюсь и я.
Реки в беге глядят на меня, удивляюсь я волн высоте.
В мире тысячи глаз, где природа как мать и родня,
Я имею лишь право одно: жить в правдивой святой чистоте.

Источник: Дашбалбар О.

Бык

Бык жертвоприношенья
наготове
И плоть свою покорно отдаёт…
И вот друид, его испивший крови,
Впадает в сон, в котором узнаёт
Избранника единственного имя
Из всех пришедших встретить смерть быка…
Они, друид, прислуга иже с ними –
Ликуют все!.. И лишь издалека
Откуда-то уже из поднебесья
Доносится не рёв, а тихий стон,
Которому ушедший в мелколесье
Ответствует внезапно бурый Донн
Куальгне. И в ответном этом рёве
Такого знанья мужество звучит,
Как будто бык, почуяв запах крови,
Сам, как друид, о будущем мычит.

Источник: Эльдар Ахадов

Турицы

Турицы зимние отмечаются 6 января. Посвящены Велесу в облике Тура — одного из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В Туре воплощается союз Велеса и Перуна. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки.

Турицы зимние — древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда юноша должен был проявить свои охотничьи способности, воинскую отвагу и завалить своего первого крупного зверя.

Славяне брали пример с Туров — этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.

Много лет Туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки.

Но Турицы ещё и пастуший праздник, в это время приглашает община себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, послушник Велесов, он принимает заботу о стаде и здоровье его, а Тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся зимой к отёлу коров от всяких напастей и болезней.

Бык — вол, вил, бугай

Бык — вол, вил, бугай. Если корова — это в первую очередь дойное животное, то бык использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык — олицетворение грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы.

Наши предки верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и поэтических метафор. Это и гудение пчёл (бучел, по-старому) и рокот воды близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи (бычки) и крик выпи (водяного быка) в ночной мгле. Бык связывался с пахотными работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира поклонялись золотому тельцу — воплощению земного блага, богатства. Ярый тур — образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось с озёрами, имеющими округлую форму и родниками. Быка славили в весенний праздник Турицы и в Коляды. Древний обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел, какой мог запахать за один день.

Источник: apus.ru

Выбор

В былые времена очень тщательно подходили к выбору коровы.

Покупая корову, обращали внимание на две вещи. Во-первых, на количество нижних резцов. Если 9 зубов, то хорошая корова, если 7 зубов – средняя корова. Во-вторых, — на отверстие в животе коровы: если узкое, то молоко не будет жирным, а значит, из него не спахтается масло.

Люди говорили: «Хорошую корову, как хорошую жену, поискать надо! Внизу живота у коровы есть молочные колодцы. Если они глубокие, то корова молочная. А ещё корова должна понравиться и внешне: красивая, шустрая, добрая или с характером – кому какая по душе…»

Источник: Тростина М.А. «Архетип коровы-кормилицы в фольклоре русских и мордвы»

Клеверный луг

Ходит пастух мимо сельских дворов,
Он собирает на выпас коров.
Эй вы, бурёнки, зовите подруг,
Я поведу вас на клеверный луг.
Там, на лугу много вкусной травы,
Там молока нагуляете вы.
Буду пасти вас, беречь, охранять,
Буду вам песни на дудке играть.
Буду вам гладить крутые бока,
Чтобы побольше пришло молока.
Чтоб с молоком ели кашу ребята,
Пили его, наливали котятам,
Чтоб получились сметана, кефир,
Ряженка, йогурт, творог и пломбир.

Источник: Горенбургова Р.

Монголия

От Океана вдали возлегая,
Дремлет Монголия - прихоть Творца:
Горы Алтайские, горы Хингана,
Гоби-пустыня и степь без конца.

Там - тишина, не торопится время,
Свёрнут табунщика прочный аркан,
Изредка звякнет уздечка иль стремя,
Свистнет негромко сурок-тарбаган.

Моет камней разноцветные груды
Близ водопоя теченье реки,
Жвачку жуют, отдыхая, верблюды,
Парни-араты проскачут, легки.

Медленно движутся овцы в отарах,
Тучны, неспешны коровьи стада.
Жизнь закрепилась в обычаях старых
И не спешит уходить в города...

Белая юрта - жильё в малолюдье,
В юрте, под вечер - спокойствие лиц,
Сочное мясо дымится на блюде,
Сытых пьянит молоко кобылиц.

Малый ребёнок играет агатом,
Ноги, как взрослый, привычно скрестив.
В камушках детских - наборе богатом -
Свет бирюзы, халцедона отлив.

На горизонте, где солнце багрово,
Редко пылящий пройдёт грузовик.
В крае пустынном, под войлочным кровом
Древние годы вдруг вспомнит старик.

Вспыхнет рассказ о походах Батыя,
Чашу с кумысом забудет рука...
В Азии древней, где люди простые,
Дремлет Монголия, дремлют века.

Источник: Безус Ю.

Коровы

По вечерам идут коровы стадом,
Как в старину, ступая тяжело,
И шествию бессмертному их рады
Земля, деревья, небо и село.

В них дышит жизни бережность и млечность,
Как в молоке и хлебе на столе,
И надо знать, что это будет вечно,
Иначе жить не стоит на земле.

На той земле, где, сумраком объяты,
Наполнены пахучим молоком,
Идут коровы, тяжелы, покаты,
Как бы под грузом прожитых веков.

И верю я, что жизнь непобедима,
Пока идут они в вечерней мгле,
Как шли навстречу матушке родимой
В чегемском детстве, в сказочном селе.

Источник: Кулиев К.

Доит бабушка корову

Пахнет ароматным сеном.
Сумерки уже спешат.
А в ведро с молочной пеной
Струйки весело журчат.

Доит бабушка корову.
Говорит, что нет умней.
Шепчет ласковое слово,
Напевает что-то ей.

Чёрно-белая окраска,
Хвост метёлкой и рога,
Добрые глаза, как в сказке,
И пятнистые бока.

Целый день гуляет вволю,
Щиплет травку по лугам,
А потом, вернувшись с поля,
Молоко подарит нам.

Молоко полезно очень.
В нём энергия и сила.
Из него готовь, что хочешь,
Только бы желанье было.

С ним вы сыты и здоровы,
Сыр, творог, сметана, масло,
Ведь, кормилицей корову
Называют не напрасно.  

Источник: Ля Фий Фолль

Как называют коров

Ни современные технологии, ни синтетические гормоны для повышения удоя молока не способны заменить заботу, внимание и тепло человека, который ухаживает за животным. Не просто так давались клички для коров нашими бабушками и дедушками.

Клички всегда соответствовали корове или быку. Вспомните, как бабушки называли своих коров: Пеструшка, Бурёнка, Чернушка, Красавка. Наши предки всегда относились с теплом и заботой к своим домашним животным и в ответ получали молоко высокого качества.

Дав кличку корове или быку, хозяин тем самым меняет своё отношение к животному, начиная его воспринимать, как живое существо, требующее к себе внимания, заботы и терпения.

Не надо забывать о правилах соответствующего ухода и достойного содержания животного. Для комфортного пребывания коровы в помещении должны выдерживаться все необходимые требования. Получать высокие удои качественного молока человек может, если приложит усилия к содержанию животного и проявит любовь и внимание.

Корову могут назвать по повадкам (Брыкуха, Болтуха), по характеру (Тихая, Буйная, Ласка, Нежная, Дикая, Вольная), по внешнему виду (Красуля, Хрупкая, Ушастик, Курчавая), по месяцу рождения (Марта, Апрелька, Майка, Июнька, Июлька, ), по окраске (Чернушка, Пеструшка, Бурка, Рыжая, Белая, Краса, Пятнышко), по погоде в день рождения или по времени суток (Ночка, Зорька, Снежка, Луна, Радуга, Буря), по женским именам (Дашка, Лада, Машка, Светка, Райка) и просто так (Крошка, Стрекоза, Ромашка, Берёзка, Рябинка).

Всё зависит от хозяина, какой кличкой назовёт корову, такой результат и получит. К своей кличке корову надо приучать с рождения. Её надо произносить много раз при каждом общении с животным, ласково и нежно. Через некоторое время корова станет откликаться на свою кличку и слушаться хозяина. 

Источник: zoohoz.ru

Оберег дома

Корова во многих традициях является олицетворением плодородия, изобилия, благоденствия. Поэтому неудивительно, что образ коровы-кормилицы встречается в вышивках как пожелание достатка, духовного и материального развития, а также как оберег дома и домашних животных от всяких напастей.

Коровушка,
Много молока приносящая,
Жёлтым маслом кормящая,
Каждый год отеляющаяся,
Молоко мы пробуем,
Хорошие слова скажем.
Бог-Кормилец, 
Сбереги домашних животных,
Чтобы плодились-росли каждый год,
Нам давая здоровье 

Источник: Тростиной М.А. «Архетип коровы-кормилицы в фольклоре русских и мордвы»

Сладко пахнущая

В традициях разных народов жива память о небесной корове. Мы расскажем вам о корове Сурабхи, что значит «сладко пахнущая». В индуистской мифологии это чудесная корова, исполняющая желания владельца. Возникла во время пахтанья Молочного океана и принадлежала мудрецу-риши Васиштхе. Также известна под именем Камадхену («корова желаний»).

В образе Сурабхи отразилось почитание коровы, вынесенное из общеарийской (индоиранской) пастушеской эпохи, когда корова являлась главным источником пищи и благосостояния, и характерное для индийской и иранской мифологии.

Коровы сурабхи обычно находятся на планетах Вайкунтхи. Как говорится в «Брахма-самхите», Господь Кришна на Своей планете Голоке Вриндавана занимается разведением коров сурабхи. Эти коровы любимые домашние животные Господа. От этих коров можно получать сколько угодно молока и их можно доить столько раз, сколько требуется. Другими словами, эти коровы могут давать неограниченное количество молока. Молоко необходимо для совершения ягьи. Мудрецы знают, как использовать молоко, чтобы жизнь человеческого общества достигла совершенства. Поскольку в шастрах всюду рекомуется охранять коров, брахманы взяли на себя заботу о них, в которой демоны были не очень заинтересованы.

Источник: mifolog.ru