Мудрость всегда в почёте

Орловский, Владимир Донатович «Пахота на волах», 1886 (Сочинский художественный музей, Сочи, Россия)

В основе традиций крестьянского земледелия лежали установления о предназначении человека кормиться от трудов праведных, добывая свой хлеб в поте лица. В конце XIX в. обработка земли в большинстве производилась традиционными орудиями труда. Набор сельскохозяйственных орудий, составлявший принадлежность крестьянского двора, был примерно одним и тем же: это борона, коса, серп, цеп, каток, мялка, крюк для таскания пеньки. Наиболее универсальной при вспашке, севе, культивации была соха: практически каждый крестьянин мог смастерить её из подручных материалов, а железный сошник мог сделать любой кузнец.

Традиции земледелия, основанные на многовековом опыте, играли главную роль. «День год кормит» — эта деревенская пословица выражала решающее значение верного определения сроков сева той или иной культуры. Сев яровых культур (овса, пшеницы) обычно начинали с «Егория» (9/22 мая): «На Егорий — резвая соха». При определении сроков пахоты и сева прислушивались к мнению стариков: в их распоряжении был многовековой опыт хозяйствования на земле предыдущих поколений. Учитывалась главным образом степень прогрева почвы и воздуха, определяемая по стадиям развития домашних и дикорастущих растений, по поведению насекомых и животных. Вся эта совокупность примет в сочетании собственного земледельческого опыта позволяла определить максимально благоприятные сроки сева той или иной культуры.

Источник: sochiartmuseum.com