Ботало / Колокольчик / Барабан

С давних времён и по сей день домашнему скоту, пасущемуся без пастуха, надевают на шею ботало – колокольчик, позволяющий по звуку определить местоположение коровы на выпасе. Привязанное к шее коровы или быка ботало наиболее часто издаёт именно двойные удары: кол, кол… кол, кол… От удвоения звукоподражательного корня «кол» и происходит слово «колокол». Кстати, в английском языке слово call читается как «кол» и переводится как «звон», «звонок».

Нужно заметить, что боталом (от «болтать», «болтаться») называли колокольчик из железного, медного листа или дерева, подвешивающийся на шею пасущейся коровы и издающий приглушённый звук, а шеркунцом (иначе – боркун или воркун, от «ворчать») называли шарообразный металлический колокольчик до 15 см в диаметре с тяжёлым металлическим шариком внутри, который при перемещении коровы «шаркался» по внутренним стенкам, издавая глухой звук. Мелкие шеркунцы до 3-4 см в диаметре, обильно нанизанные на верёвку, в Российской империи традиционно использовались в качестве погремушки на лошадях, но в Индии подобными бусами украшали только коров.

Среди исследователей данной темы принята следующая терминология:

Ушко – верхняя часть с отверстием, служащим для подвешивания колокольчика.
Сковорода – часть колокольчика (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная) вокруг ушка.
Тулово – расположено между сковородой и юбкой.
Юбка – нижняя часть колокольчика (обычно отделяется от тулова профилированными поясками), по которой ударяется язычок.
Профилированный поясок.
Язычок – ударная часть в виде металлического стержня или кольца на ремешке, крепится внутри колокольчика за петлю.
Петля – служит для крепления язычка, расположена в центре внутренней стороны сковороды.
Торец – нижняя часть колокольчика между его внутренней и внешней сторонами (иногда на торце встречается надпись).
По надписям на российских колокольчиках исследователи составили перечень населённых пунктов и районов, в которых находились наиболее известные дореволюционные заводы и мастерские по изготовлению колокольчиков, среди которых есть и село Пурех Нижегородской губернии.

Традиционно коров и телят пасли не только на луговых пастбищах, но и в лесу. В таких трудных условиях сохранить стадо можно было только с помощью пастуха, способного квалифицированно решать такие проблемы, как защита стада от диких животных и эффективный поиск и лечение заболевшего животного. Как правило, для этой работы нанимались пастухи, владевшие обрядово-магическими действиями.

Считалось, что пастухи – это чародеи, связанные с лешими. Народ верил, что пастух заключает с лешим договор, по которому леший обязуется охранять стадо. За это леший получал в течение лета 2-3 коров или молоко из одного, двух и даже трёх сосков одной коровы. Для того чтобы скрепить этот договор, пастух произносил заговор и бросал в лес замок, запертый на ключ; леший поднимал замок и отпирал или запирал его, в зависимости от желания пастуха. При этом считалось, что коровы ходят только тогда, когда замок отпёрт; если же он заперт, коровы либо останавливаются, либо ложатся. Таким образом, они полностью зависели от пастуха.

Пастуший сезон начинался со дня Святого Егория (23 апреля по ст. ст.) или Святого Николая (9 мая по ст. ст.) совершением магического обхода стада с произнесением заговора («отпуска») и принятием на себя множества обетов и запретов (табу) ради того, чтобы заговор не потерял свою силу. Удивительные запреты, некоторые из которых мы приведём ниже, касаются как взаимоотношений человека и природы, так и нравственных качеств пастуха.

Пастуший барабан – древнейший русский народный ударный (шумовой) инструмент, используемый пастухами как сигнальный инструмент при утреннем выгоне скота, сборе стада, для отпугивания зверей во время пастьбы, при вечернем возвращении в деревню. Пастуший барабан часто встречается в Архангельской, Ивановской, Костромской, Вологодской областях, где известен как пастушня, пастухалка, брякалка, стукоталка.

Пастушье било
Сделанный из специально заготовленных клёна или берёзы инструмент состоит из барабанки (пастушье било) и двух колотушек. Барабанка представляет собой обыкновенную деревянную доску прямоугольной формы со слегка скошенными или закруглёнными верхними углами. При помощи ремешка инструмент подвешивают на шею на уровне груди и ударяют по нему деревянными палочками. Иногда в доске просверливают отверстия, которые делают звучание звонким, с хорошим резонирующим эффектом. Изменения высоты звука и тембровой окраски инструмента зависит от силы удара палочек по доске, смены мест расположения точек ударов, от предметов, отражающих звук. Нередки случаи, когда под дроби барабана отплясывают и поют частушки.