Коровий Колокольчик

Мастерица, слепи мне колокол!
Глиной звонкою угоди:
Чтобы пела она за обжигом,
Как умеешь ты, последи!
Мастерица, слепи мне колокол!
Звон малиновый распиши,
Чтобы он звучал по-над облаком
Не для славы, а для души.

А.В. Рева

Одним из древнейших типов колоколов являются пастушьи колокольчики. Самые ранние из них относятся к IV тысячелетию до нашей эры и были распространены в Месопотамии и Египте. Известны подобные изделия в Древнем Китае (XVI-XI в.в. до н.э.) Вавилоне (IX-VIII в.в. до н.э.).

Совершенно сходны с ними древнегреческие, этрусские, скифские пастушьи колокольчики VI-V в.в. до н.э. С тех пор они почти не изменились ни внешне, ни функционально. Пастушьи колокольчики подвязываются на шею скоту и исполняют сигнальную и магическую функции, служат в качестве оберега от злых сил. В отношении этих колокольчиков, как самых древних и преимущественно магических предметов, человек наиболее консервативен.

И мычит деревня
В колокольном звоне…

В.В. Турапин

Нужно заметить, что боталом (от «болтать», «болтаться») называли колокольчик из железного, медного листа или дерева, подвешивающийся на шею пасущейся коровы и издающий приглушённый звук, а шеркунцом (иначе – боркун или воркун, от «ворчать») называли шарообразный металлический колокольчик до 15 см в диаметре с тяжёлым металлическим шариком внутри, который при перемещении коровы «шаркался» по внутренним стенкам, издавая глухой звук. Мелкие шеркунцы до 3-4 см в диаметре, обильно нанизанные на верёвку, в Российской империи традиционно использовались в качестве погремушки на лошадях, но в Индии подобными бусами украшали только коров.

Среди исследователей данной темы принята следующая терминология:

  1. Ушко – верхняя часть с отверстием, служащим для подвешивания колокольчика.
  2. Сковорода – часть колокольчика (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная) вокруг ушка.
  3. Тулово – расположено между сковородой и юбкой.
  4. Юбка – нижняя часть колокольчика (обычно отделяется от тулова профилированными поясками), по которой ударяется язычок.
  5. Профилированный поясок.
  6. Язычок – ударная часть в виде металлического стержня или кольца на ремешке, крепится внутри колокольчика за петлю.
  7. Петля – служит для крепления язычка, расположена в центре внутренней стороны сковороды.
  8. Торец – нижняя часть колокольчика между его внутренней и внешней сторонами (иногда на торце встречается надпись).

По надписям на российских колокольчиках исследователи составили перечень населённых пунктов и районов, в которых находились наиболее известные дореволюционные заводы и мастерские по изготовлению колокольчиков, среди которых есть и село Пурех Нижегородской губернии (см. Ботало №3, выполненное на заводе Клюйкова Егора Спиридоновича в период с 1880 по 1903 год в селе Пурех Нижегородской губернии).

Как любой пастуший колокольчик, подгарок исполнял и сигнальную, и магическую функции, был частью упряжки и непременным атрибутом дорожной жизни.

Собственно, из пастушьих родились ямщицкие колокольчики, которые подвешивались под дугой лошади, на её шее, на оглоблях и т.д. Часто на ямщицких колокольчиках (которые использовались и как обычные, пастушьи) изображался Георгий Победоносец, крестьянский Егорий, покровитель скота.

На Руси чаще называли «Ботало»

Ботало – глухая погремушка или колокольчик из железного, медного листа или дерева. Изготавливали их кустарным способом из подручных материалов, и каждое выходило на особицу.

Форма ботала – в основном трапециевидная, квадратная или прямоугольная, иногда круглая. Ботало имело ушко, через которое пропускали ремень или верёвку для привязывания на шею животного. Внутри ботала располагался металлический или деревянный язык, издававший звук при ударе о стенки.

Звуки никогда не отличались мелодичностью, их главная функция была указывать местонахождение животного. Но у каждого ботала был свой «голос», по которому хозяева издалека, могли слышать, где их кормилица пасётся.

Общинные стада, в которые собирались все коровы из одной или нескольких окрестных деревень, паслись неподалеку от крестьянского жилья. По бряцанию ботал пастухи отслеживали перемещения животных, а хозяевам звук ботала помогал определять своих животных. По бряцанию ботал разыскивали потерявшихся животных. 

Во многих странах мира из всех материалов именно железо, пропущенное через огонь и воду (кованое железо) почиталось способным противостоять любой магии. На Руси такие колокольчики назывались боталами или клепалами, так как изделие склёпывали (сшивали) по бокам заклёпками. Собственно, в любой кузнице делали ботала. В Новгороде найдено ботало местной работы X века, тогда как русские мастера не могли самостоятельно отливать колокола до начала XVI века, будучи зависимыми от европейских мастеров. На Руси были более распространены такие колокольные предметы как била и ботала – они более соответствовали русскому мировосприятию. Бывали ботала и деревянные. Форма ботала с древности до XX века существует неизменно: прямые или чуть расширяющиеся к низу стенки, квадратное или прямоугольное нижнее основание.

В конце XIX-начале XX веков появляются литые ботала, чуть сплюснутые, конической формы, однако они не получили большого распространения.

Также как у древнего ботала, у современного пастушьего колокольчика глухой, не яркий голос и сделано это сознательно.

Татьяна Глушкова в стихотворении «Покровская башня» так описывает пастушьи колокольца:

«И стадо возвращается домой, Глухими колокольцами гремит, Да тёплыми ноздрями шевелит».

Замечено, что волки, медведи и прочие звери, способные причинить вред скоту, боятся глухого, неприятного звука ботала и не реагируют на звонкие, мелодичные голоса сувенирных колокольчиков. По восточному представлению, колокол, для того, чтобы исполнять магическую роль, должен напугать — напугать зло, изгнать его.

На Русском Севере перед выгоном скота в лес пастухами читался заговор, призванный защитить скот от лесного зверя: «Как сходится мир крещёный, народ Божий к звону колокольному, так же бы стекался и сбегался мой милый живот и крестьянский скот на глас трубы и с лесу домой».

Необычное ботало представлено в Музее колоколов. Оно сделано в 1941 году из немецкой гильзы, расстрелянной врагами в прифронтовом Валдае, а затем преобразованное местными жителями в пастуший колокол.

Раньше (наверное и теперь) каждый хозяин коровы укреплял на коровьей шее самодельный нехитрый колокольчик. Для его изготовления употреблялась старая металлическая кружка или даже пустой патрон от пушки. Это в качестве корпуса. В качестве языка (язычка) колокольца мог употребятся любой кусок метала, хотя бы и гвоздь. Это устройство и называлось ботало. Наверное потому, что болталось на шее животного, которое тоже как бы болталось: забредало куда попало и шаталось невесть где. Звук каждого ботала — вполне индивидуальный. И по громкости, и по высоте тона, и по всему тому, что отличает одно звучание от другого. Это позволяло хозяину быстро обнаруживать свою скотину и в марширующем стаде, и на пастбище, где коровы обычно разбредаются.

Сегодня в Швейцарии…

У швейцарских коров на шеях красуются колокольчики

Целый день коровы самостоятельно лазают по склонам, проявляя удивительную ловкость и проворность даже на крутых скалах, и оглашают горы звоном своих колокольчиков. 

Каждая корова должна звенеть разным звуком. Колокольчики разного веса издают звук разной частоты.

У альпийских коров длина правых и левых ног разная. Благодаря этому они лихо поднимаются и спускаются по склонам.  

Зачем швейцарским бурёнкам вешают на шею колокольчики? На этот вопрос есть много ответов.

Вес колокольчика около  10 килограмм