Музыкальные голоса

Флейта – самый древний инструмент деревянной духовой группы, его предками были пастушьи инструменты из тростника. В Древней Греции была распространена так называемая Флейта Пана, которая представляла собой множество трубочек, скреплённых вместе. Согласно легенде, охваченный вожделением древнегреческий богом пастухов и охотников Пан с козлиными копытами и рогами преследовал прекрасную нимфу, но настигнутая им девушка внезапно превратилась в тростник. Разочарованный Пан срезал с него ветки, соединив их вместе, смастерив этот удивительный и красивый по звучанию инструмент.

Пастуший барабан – древнейший русский народный ударный (шумовой) инструмент, используемый пастухами как сигнальный инструмент при утреннем выгоне скота, сборе стада, для отпугивания зверей во время пастьбы, при вечернем возвращении в деревню. Пастуший барабан часто встречается в Архангельской, Ивановской, Костромской, Вологодской областях, где известен как пастушня, пастухалка, брякалка, стукоталка.

Сделанный из специально заготовленных клёна или берёзы инструмент состоит из барабанки (пастушье било) и двух колотушек. Барабанка представляет собой обыкновенную деревянную доску прямоугольной формы со слегка скошенными или закруглёнными верхними углами. При помощи ремешка инструмент подвешивают на шею на уровне груди и ударяют по нему деревянными палочками. Иногда в доске просверливают отверстия, которые делают звучание звонким, с хорошим резонирующим эффектом. Изменения высоты звука и тембровой окраски инструмента зависит от силы удара палочек по доске, смены мест расположения точек ударов, от предметов, отражающих звук. Нередки случаи, когда под дроби барабана отплясывают и поют частушки.

Свистящие инструменты

Свирель

Свирель (одинарная, двойная), сопель, цевница, кувиклы или кугиклы, окарина.
Наиболее часто русские летописцы употребляют три названия инструментов свистящего (флейтового) вида — свирель, сопель и цевница. В дошедшей до наших дней фольклорной традиции игры на флейтовых инструментах сохранились четыре разновидности свистящего инструмента: обертоновая флейта, многоствольная флейта без специального свисткового устройства и игровых отверстий, называемая носителями традиции кувиклами или кугиклами, и две разновидности продольной флейты со свистковым устройством — одноствольная и двуствольная — чаще называемые исполнителями просто дудками. В памятниках древнерусской письменности словом «свирель» обозначался инструмент свистящего флейтового типа. Для того, чтобы различать между собой одноствольную и двуствольную разновидности инструмента, мы употребляем со словом свирель прилагательные «одинарная» и «двойная».

Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши.
Именно музыкальным инструментом любви, свирель принято считать на Руси. На свирели играет вечно юный Бог Лель – сын Первобогини, Великой Богини Любви и Верховной Богини Роженицы Лады. По весне, Лель сам мастерит себе свирель из камышинок или из березовых прутиков. После этого, Юный Бог Любви играет на ней, завлекая в свои объятия молодых девиц и услаждая их слух мелодичными напевами. Самый древний, дошедший до наших дней, образец свирели был обнаружен на территории современной Смоленщины.

Обычная, классическая форма дудочки придаётся свирели в музыкальных мастерских, где сегодня её изготавливают из металла или из дерева. Правда, наибольшей популярностью пользуется всё-таки свирель, изготовленная из дерева. Классическая свирель имеет на своей поверхности шесть игровых отверстий.

Одинарная свирель — инструмент типа продольной флейты, представляет собой простую деревянную дудку с различным количеством игровых отверстий и со свистковым приспособлением на верхнем конце для возбуждения звука. Изготавливается из куска пустотелого тростника, из цилиндрического куска дерева со звуковым каналом. Наигрыши на одинарной свирели записаны А.В. Рудневой в Смоленской области. Разновидность одинарной свирели – терская дудка – найдена у терских казаков. Её отличие – громкий звук для сопровождения мужского хора. В Курской области распространены две разновидности одинарной свирели — пыжатка (шесть отверстий на лицевой стороне инструмента) и дудка (пять отверстий). Пыжатка используется как ансамблевый аккомпанирующий инструмент при исполнении плясовых наигрышей, так и в сольном исполнении.

Двойная свирель – состоит из двух однотипных дудок неравной длины. Наиболее глубокие традиции игры на двойной свирели находятся в Смоленской области, при этом инструмент в разных деревнях называется по-разному — двойчатки, двойни, параняты, свистульки. Мелодика свирельных наигрышей имеет специфику – обильную мелизматику. Репертуар наигрышей на двойной свирели разнообразен, его составляют инструментальные транскрипции песенных, плясовых, танцевальных произведений народного творчества.

Травяная дудка — натуральная продольная флейта, изготовляемая из открытого с обоих концов пустотелого стебля травянистого растения. На корпусе травяной дудки нет игровых отверстий, укорачивающих длину воздушного столба. В качестве игрового используется отверстие, расположенное с торца, — выходное отверстие канала ствола. Поскольку в процессе игры на дудке выдувают натуральные обертоны, инструмент относится к типу обертоновых флейт. Игра строится на ритмическом противопоставлении двух серий обертонов: одна серия состоит только из нечётных обертонов (извлекаются при закрытом канале), другая — из набора чётных и нёчетных обертонов (извлекаются при открытом канале). Фундаментальные тоны ни в одной из серий в процессе игры не выдуваются.
Травяная дудка считался инструментом сезонным. Для её изготовления было принято использовать главным образом свежесрезанные стебли. Готовыми дудками не дорожили, после игры, как правило, выбрасывали. Играли летом и по осени, с середины июля и до самых холодов.

В это время года для изготовления дудок пригодны пустотелые стебли многих растений. В зависимости от использованного материала различают дудки лужные, колючие и лычные. Лужные дудки делают из луговых трав семейства зонтичных (бутень, борщевник, жабрица), а также из стебля тыквы. Это инструменты, как правило, одноразового употребления. Колючие дудки — из татарника колючего (растение из семейства сложноцветных). Из-за ясного, чистого звучания колючей дудки её чаще других сохраняли, дольше держали при себе, отправляясь в дорогу, брали с собой, чтобы снова и снова на ней поиграть. Имеются также данные об изготовлении дудки из лыка. Это капризный в изготовлении инструмент. Чтобы сделать лычную дудку, лыко широкой полосой накручивают на кончик пальца так, чтобы не превысить допустимую конусность её канала.
При изготовлении дудки необходимо соблюдение ряда технологических правил. Срезанный стебель тщательно очищают от листьев, шипов (у татарника), прокалывают внутренние перепонки, тщательно следят, чтобы стенки ствола не пропускали воздух. Все мелкие червоточинки и щели заделывают воском или хлебным мякишем.

Длина дудки подгоняется по росту владельца. Играющему должно быть удобно дотягиваться до нижнего конца дудки, поэтому её длина не может превышать размера вытянутой руки от плеча до кончиков пальцев.

Музыкальные качества дудки зависят от удачно и точно найденного места и очертания свистковой прорези, от гладкости внутренних стенок корпуса и его длины, от величины конусности канала инструмента.

Рожок

Амбушюрные инструменты: рог, владимирские рожки и труба.
Рог (рожок) – первоначально пастушеский инструмент восточных славян. Рог выделывался из рога животного (быка, тура) и применялся для подачи сигналов в пастушеском, охотничьем и ратном деле. В некоторых северно-русских областях рог изготавливали из дерева с игровыми отверстиями.
Обычно, рожок делается из древесины клёна, можжевельника или берёзы.
Часто рожок берёт своё название от той местности, где он был произведён и приобрел самую высокую популярность.
Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для своих родичей о нападении какого-нибудь лиха. Кроме подачи сигналов, рожок мог служить для для воспроизведения песенных и танцевальных мелодии. Репертуар рожечников представлен достаточно широко.


Не отличается сложностью и устройство рожка: коническая прямая деревянная трубка, с пятью игровыми отверстиями сверху и с одним отверстием – снизу. На противоположных сторонах рожка находятся раструб и мундштук, приспособленный для извлечения звука. Раструб изготавливался из рога домашнего животного или из древесины (например, бересты).
Звук рожка достаточно резкий и звучный, одновременно обладает скрытой силой и мягкостью.
Звуковой диапазон достигает десятка нот, из которых рождаются миллионы различных мелодий и композиций.

Волховский рог — разновидность сольного рожка, длиной 1 метр из вересины продольного раскола и обвит берестой. Репертуар: пастушьи и охотничьи сигналы, отпугивание лешего и песенные наигрыши для слушания.

Труба – древнейший русский инструмент. Пастушеская труба изготавливалась из дерева, имела прикладное значение, её формулы-тирады составляли набор пастушьих сигналов. Труба ратная — на протяжении многих веков труба упоминается летописцами при описании походов, сражений и побед над врагом. Предположительно, что трубы были металлические, хотя часто в ратном деле использовались пастушьи трубы.

Свистулька

Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент.
Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички.
Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожжённой глины.
Поверхность такой свистульки покрывается богатой художественной росписью, выполненной цветными органическими красителями.
Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы не подлежат длительному использованию и хранению. Наверняка, первая свистулька давно превратилась в простой комочек глины. Тем не менее, в обозримом прошлом, мы легко можем встретить остатки свистульки.

Устройство этого музыкального инструмента-игрушки до гениального просто: в небольшой глиняной камере, путем её продувания, создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки.
Наибольшее распространение получила свистулька-птичка, у которой отверстие для воздуха проделано в хвостике, а туловище представляет из себя своеобразный резонатор.

В прежние времена, наши Предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богами Стрибогом и Перуном.
В настоящее время, свистулька из магического инструмента превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или в обыкновенную детскую игрушку.

Язычковые инструменты

В эту группу инструментов русской фольклорной традиции входят жалейка, волынка и сурна.
Если основываться на упоминании названий язычковых инструментов в письменных источниках, самым «молодым» из них является жалейка – рожок, брёлка, жулейка.
Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями» — поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют пастушеским рожком. Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная. Последняя приспособлена для исполнения простейшего двухголосия. Жалейка обладает резким, напряжённым, вибрирующим звуком несколько гнусавого тембра. Репертуар жалейки – пастушеские наигрыши-сигналы, сообщавшие хозяевам о начале трудового дня и сбора стада для пастьбы, о его возвращении в деревню и других событиях; сигналы для животных играли на других инструментах – трубе и роге.

На жалейке могли играть и соло «для себя» и в дуэте с другими пастухами, соревнуясь или сыгрываясь. На юге России жалейка входила в ансамбли с иными инструментами, сопровождающими уличное пение или пляску в дни праздников.

Волынка (дуда, коза) — широко распространенный в прошлом скомороший инструмент, близкий по конструкции к двойной жалейке. Волынка состоит из трёх тростниковых трубок, вставленных в мех (или пузырь), используемый в качестве воздушного резервуара. Через одну трубку в мех нагнетается воздух, две другие (мелодическая и бурдонирующая) служат для игры.
Мелодическая трубка волынки нередко называется жалейкой: устройство для звукоизвлечения у неё такого же язычкового типа, как у обычной жалейки.

Сурна. Первое летописное упоминание сурны относится к походу князя Святослава на булгар в 1220 г. Из летописи выясняется, что сурна обладала резким и сильным звуком, придававшим русской военной музыке особую силу. В конце XIX в. о сурне пишут как об инструменте, сопровождающем хоровое пение и пляску, а также о её устройстве у терских казаков, находившихся в Петербурге на военной службе. Сурна терских казаков, сохранившаяся в полувоенном казачьем быту, является, очевидно, потомком самобытной восточнославянской ратной сурны.

Насколько можно судить по данным Привалова, в конструкции терской сурны сохранились типично русские элементы, характерные для двух инструментов, принадлежащих к различным семействам духовых инструментов. Ствол в виде прямой цилиндрической трубы с раструбом и игровыми отверстиями (на сурне терских казаков их пять) как бы заимствован у амбушюрного владимирского рожка, а устройство для возбуждения звука (вставляемый пищик в виде камышёвой трубочки с одинарным надрезным язычком) взято у язычковой жалейки.

Можно предполагать, что скорее древнейшая пастушеская традиция игры на инструменте типа жалейки послужила питательной почвой для возникновения традиции игры на волынке и сурне, чем, наоборот, волыночная традиция породила традицию игры пастухов на жалейке. Во всяком случае, звукоизвлечение с помощью устройства язычкового типа было известно предкам русских по крайней мере в эпоху восточнославянской общности. Об этом же свидетельствует и факт наличия инструмента жалеечного типа как у белорусов, так и у украинцев.

В традиционном мифологическом представлении каждый инструмент, подобно человеку, имеет свой голос, а значит и душу. С таким пониманием связана антропоморфизация устройства традиционных инструментов и названий их отдельных частей (язык, глазок, тулово, носик, сердце, головка и т. п.), а также ритуальное оформление этапов «рождения» и «смерти» инструмента (пастуший инструментарий клали в гроб умершему, отправляя на тот свет, сжигали или хоронили его). Чтобы инструмент хорошо звучал, сакральное значение придавалось материалу для его изготовления.


Источник: vilingstore.net